г. Екатеринбург, ул. Белинского, 177
г. Екатеринбург, ул. Красных Командиров, 17

Турция, Египет, Хайнань, Вьетнам в 2024 году: прогнозы вице-президента АТОР

22.12.2023

Каким выдался 2023 год для туристического рынка и какие тренды будут определять его развитие в 2024 году? Что будет с ценами на массовых выездных направлениях? Об этом в эфире своего телеграмм-канала ProfTourism рассказал вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян.

По оценкам вице-президента АТОР, одним из основных трендов уходящего года стало усиление конкуренции между туроператорами. Эта ситуация была особенно заметной на турецком направлении, где в летнем сезоне 2023 года наблюдался переизбыток авиаперевозки. Закладывая на старте сезона одну бизнес-модель и высокие тарифы в расчете на ажиотажный спрос, крупные игроки, по мнению г-на Мурадяна, «оказались в ловушке» с появлением новых провозных емкостей и более низких тарифов. По этой причине туроператоры были вынуждены оптимизировать полетные программы в Турцию, на что отреагировал рынок.

«Цены на Турцию лихорадило», – отметил Артур Мурадян.

ОТ ПЕРЕИЗБЫТКА РЕЙСОВ В ТУРЦИЮ ВЫИГРАЛИ ОАЭ, А ЕГИПЕТ СТАЛ ИЗБЫТОЧНО ДОРОГИМ

Как считает глава Space Travel, бенефициаром переизбытка полетных программ в Турцию оказались ОАЭ: на этом направлении в летнем расписании 2023 года была сохранена зимняя полетная программа с конкурентными ценами. По оценкам г-на Мурадяна, турпоток из РФ в Эмираты в 2023 году станет рекордным.

В то же время Египет не показывает той динамики, которой от него ждут.

«Египет – единственная страна в 2023 году, которая не оправдала ожиданий туротрасли. Это направление стало избыточно дорогим», – говорит Артур Мурадян.

Причин тому несколько. Во-первых, это высокий курс иностранных валют, из-за которого стоимость туров в Египет в рублевом эквиваленте заметно увеличилась и стала высокой для массового туриста. Во-вторых, сказываются и ограничения в сфере авиаперевозки.

«Египетские перевозчики не готовы летать дешево, да и стоимость страховки полетов в Россию для них достаточно высока. Российские авиакомпании также не могут поставить больше рейсов в Египет, так как их самолеты с двойной регистрацией не могут пролетать над территорией сопредельных государств. Дорогая перевозка и курс рубля – это то, что не позволило Египту получить хорошие результаты в 2023 году», – напомнил г-н Мурадян.

По его словам, сегодня билеты в Египет стоят почти как в ОАЭ: примерно по 500 долларов, тогда как конкурентная цена – 250 долларов. Но видеть билеты в Египет по 250 долларов в будущем вряд ли получится в условиях «новой реальности». Российские авиакомпании вынуждены облетать многие страны, что приводит к увеличению времени полета и росту затрат.

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УСПЕХ СЕЗОНА 2024 ГОДА НА ТУРЕЦКОМ НАПРАВЛЕНИИ

В летнем сезоне 2024 года Турция останется одним из лидеров продаж на туроператорском рынке.

Как сообщил г-н Мурадян, турецкие отельеры «осознали» и сделали выводы из сезона 2023 года, пообещав на лето 2024 года вернуть цены 2022 года.

По мнению главы Space Travel, это неплохой тренд, но на ситуацию может серьезно повлиять инфляционный фактор.

«Как минимум, турецкие поставщики готовы не поднимать валютную стоимость путешествия больше, чем на показатель инфляции. Но все зависит от того, какую инфляционную составляющую они будут учитывать. Если тарифы будут корректироваться с акцентом на гиперинфляцию внутри Турции, а это 50-60%, то не будет ничего хорошего. Мы надеемся, что с учетом расчетов в евро, соответственно, и цены отельеры Турции скорректируют с учетом инфляции именно в еврозоне. Это плюс 7-10%» – отметил Артур Мурадян.

Успех летнего сезона также зависит от объема авиаперевозки и курса рубля. Как полагает вице-президент АТОР, если количество рейсов из России в Турцию сохранится на уровне 2023 года, это позволит стабилизовать стоимость перевозки. Вместо 450-500 евро/долларов билет на турецком направлении может стоить 250-350 евро/долларов, за исключением высоких дат.

Что касается курса рубля, то глава Space Travel прогнозирует в первой половине 2024 года 85-95 руб. за доллар. При курсе 70-80 руб. за доллар спрос на выездных направлениях ожидаемо будет выше.

По мнению Артура Мурадяна, в 2024 году перечень направлений для выездного туризма существенно не изменится: новые направления практически не появляются, хотя происходит расширение полетных программ по уже существующим.

КОНКУРЕНЦИЮ ТАИЛАНДУ МОГУТ СОСТАВИТЬ ВЬЕТНАМ И ХАЙНАНЬ

Одним из «открытий» 2023 года стал Таиланд, который, как считает Артур Мурадян, «выстрелил» гораздо сильнее, чем ожидалось. Основная причина такого успеха – отложенный спрос и увеличение объемов авиаперевозки в Таиланд, в первую очередь, из регионов.

В 2024 году конкуренцию Таиланду могут составить Вьетнам и Хайнань: по этим направлениям возобновляются прямые рейсы. По мнению главы Space Travel, перезапуск прямых перелетов во Вьетнам позволит оживить въездной туризм из этой страны. Кроме того, Вьетнам при определенных условиях создаст конкуренцию Таиланду.Не менее важно и возвращение авиасообщения с китайским островом Хайнань. По оценкам вице-президента АТОР, возможно, вслед за «Аэрофлотом» на это направление выйдут как китайские, так и другие российские перевозчики.

«Если это произойдет, то Хайнань может генерировать цифры, которые будут сопоставимы на первом этапе, например, с турпотоком на Кубу. Это около 200 тысяч туристов в год», – прогнозирует г-н Мурадян.

Среди востребованных направлений в зимнем сезоне Артур Мурадян также назвал Шри-Ланку, Мальдивы и Кубу. По его мнению, дополнительным драйвером для поездки на Кубу стал прием карт «Мир». В зимнем периоде сохраняется хороший спрос на Турцию, в том числе, за счет большой экскурсионной программы в Стамбул и популярности отдыха в отелях Антальи.

ЭЛЕКТРОННАЯ ПУТЕВКА НУЖДАЕТСЯ В ДОРАБОТКЕ

Дополнительные сложности туроператорам создаст также электронная путевка, запуск которой так «долго откладывали, и которая вызвала столько дебатов», считает Артур Мурадян.

По его мнению, закон «об электронной путевке» нуждается в доработке по целому ряду причин. Например, в документе отсутствует разграничение ответственности «турагент-туроператор», в связи с чем некоторые туроператоры начали менять договоры, пытаясь самостоятельно обозначить это разделение.

Как механизм электронная путевка не защищает туриста, в том числе, от мошенничества агентов. Поэтому, как считает Артур Мурадян, нуждается в уточнении и перечень сведений, который она обрабатывает, передает, а главное использует, «чтобы принести пользу туристам и защитить их от мошеннических действий».

Также важно уточнить само понятие туроператорской деятельности, считает г-н Мурадян. Он обращает внимание на тот факт, что на практике турпродукт формируют также онлайн поисковики и системы бронирования, на которых можно приобрести как билеты, так и забронировать отель.

«Де-факто агрегаторы являются поставщиками турпродукта, предоставляя те же услуги, что и туроператоры. Но де-юре им не надо передавать данные туристов в систему «электронная путевка». Поэтому пришла пора обобщить и четко прописать критерии, в том числе, что является туроператорской деятельностью, а что нет. Иначе двойное или тройное толкование по сути одних и тех же действий ведет к попыткам их избежать», – подчеркнул вице-президент АТОР.

Елена Мягкова

Фото: АТОР

Все новости