г. Екатеринбург, ул. Белинского, 177
г. Екатеринбург, ул. Красных Командиров, 17

Как туристам избежать проблем при стыковочных перелетах в Мексику и Южную Америку

17.04.2024

Политика Turkish Airlines в отношении пассажиров, следующих в Мексику и другие страны Латинской Америки, продолжает вызывать все больше вопросов. Оказалось, что авиакомпания де-факто делегировала право допуска пассажиров на свои рейсы некоей частной аутсорсинговой структуре. Эксперты АТОР дали несколько советов – как туристам избежать проблем при перелетах в латиноамериканские страны.

Перелеты в Мексику и ряд стран Южной Америки на рейсах Turkish Airlines со стыковкой в Стамбуле пользовались значительной популярностью у россиян – прежде всего, из-за безвизового режима при таких перелетах и удобства стыковок. Однако в этом году на стыковочных рейсах Turkish Airlines стали происходить странные вещи.

Многих пассажиров (не только россиян, здесь нет политического подтекста), которые уже прилетели в Стамбул на рейсах этой же авиакомпании, стали не пускать на второй сегмент перелета в Мексику, Аргентину, Бразилию. Авиакомпания при этом ссылалась на «неправильно оформленные документы» для въезда в ту или иную страну.

На сайте авиакомпании в раздел с «дополнительными» правилами перелетов в Мексику и страны Южной Америки неоднократно вносились изменения. К текущему моменту там, по сути, осталось только требование обратных билетов и наличие брони отелей на период поездки для Мексики и других стран, а для Бразилии и Кубы – почему то еще и «достаточное количество наличных денег или кредитной карты на период пребывания».

Но, как показывает практика, туристам могут отказать и по массе других причин, в правилах на сайте вообще не прописанных. Судя по описанным в интернете случаям, «чистые» загранпаспорта без истории поездок, наличие животного, полет в одиночку, бронирование билета россиянина на e-mail в другой стране – тоже практически точно гарантируют недопуск на рейс, таких туристов сразу подозревают в намерении нелегальной миграции в США.

Увы, но не спасает и бронирование тура у туроператора. Недавний случай с тремя российскими туристками, приобретшими дорогой тур в Мексику (оплачены все сегменты перелетов, дорогой отель, трансферы, страховка) у туроператора Space Travel демонстрирует, что авиакомпания может не допустить на рейс в страны Латинской Америки фактически по множеству самых разных причин.

Напомним, в объяснении туристам авиакомпания указала, что в Мексику они полететь по оплаченным билетам и со всеми документами не могут, так как «не были в таких могущественных странах, как Америка, Канада или Англия». Паспорта при этом у них чистыми не были, история поездок была, подтвердили нам в Space Travel.

TURKISH AIRLINES ПЕРЕДОВЕРИЛА ДОПУСК ТУРИСТОВ НА СВОИ РЕЙСЫ ЧАСТНОМУ ПАРТНЕРУ

Вице-президент АТОР по международному туризму, генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян поделился с нами дальнейшими объяснениями Turkish Airlines относительно произошедшего инцидента с туристами его компании.

В ответ на запрос туроператора авиакомпания указала, что туристов «следующих в некоторые страны со строгими визовыми правилами» (в качестве примеров были при этом почему-то указаны США, Великобританию и Израиль, но, вероятно, в этом списке у авиакомпании и Мексика), оказывается, «проверяет» некая партнерская частная компания Gözen Security. Вероятно, судя по ответу, на основе ее выводов Turkish Airlines принимает решения по допуску или отказу в посадке на рейс в ту или иную страну.

Скриншот ответа Turkish Airlines

Судя по имеющейся в интернете информации, Gözen Security – это турецкая мультисервисная частная компания, которой авиаперевозчики могут передать на аутсорсинг широкий спектр функций – от топливозаправки до обеспечения безопасности и выделения слотов.

В другом письме Turkish Airlines сообщает, что «из-за недостаточного комплекта документов» (не поясняя, чего же именно недоставало у туристов в данном конкретном случае) она «превентивно исследует все документы у туристов до вылета в ту или иную страну». И может не допустить пассажира до посадки, так как авиакомпания, по ее словам, «несет финансовые издержки, в том числе штрафы», если на границе у него «обнаружатся ненадлежащие документы» и его депортируют.

Опять же, никаких разъяснений о том, каких именно «документов не хватало у туристов, и почему «превентивный контроль» не был осуществлен еще при посадке на рейс в Стамбул в Москве (а у туристов был билет с единым бронированием на все сегменты), не было представлено.

«Ситуация с перелетами российских туристов рейсами Turkish Airlines через Стамбул в Мексику и страны Южной Америки не улучшается, наоборот, становится все сложнее для туристов. Никаких внятных разъяснений от авиакомпании о критериях допуска или недопуска на стыковочные рейсы для туристов получить не удается даже при официальном запросе туроператора», – констатирует вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян.

ТУРЕЦКИЕ АВИАЛИНИИ БОЯТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАСХОДОВ, НО ДЕЙСТВУЮТ НЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ

Отметим, что сами по себе опасения авиаперевозчика в целом понятны. Да, через Мексику, Бразилию и Аргентину (оттуда люди потом летят в ту же Мексику, эти маршруты – из Сан-Паулу и Буэнос-Айреса, хорошо описаны в чатах для нелегальных иммигрантов, с которыми мы тоже с интересом ознакомились) следует поток людей, желающих пересечь границу США. Немного цифр: в 2019 году Мексика с прямыми чартерными рейсами из РФ приняла немногим более 74 тыс. россиян. А в 2022 году, без прямых рейсов и со сложнейшими проблемами с перевозкой – 90,2 тыс. Нетрудно догадаться, что при таких условиях едва ли не большинство россиян их этого рекордного количества были, мягко говоря, не совсем туристами.

Еще до пандемии, но неофициальным данным некоторых чартерных авиакомпаний, несколько человек на свой рейс из Мексики всегда не возвращались и почти на каждом кого-то депортировали. Тогда их можно было вычислить по самым дешевым отелям, часто без питания. Кроме того, мексиканский пограничный контроль часто или почти всегда не допускал в страну людей с местом рождения в республиках бывшего СССР, особенно из Закавказья и Средней Азии, и даже граждан РФ с неславянской внешностью или фамилией (были депортации туристов из Бурятии). Таких клиентов турагенты, как правило, не решались бронировать.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Сейчас желающие попасть в США нелегально через Мексику и другие страны Латинской Америки стали еще более изобретательными: они действительно могут бронировать дорогие билеты и отели (часто в даркнете у кардеров, поэтому подозрение вызывает оплата не со своей карты или на чужой электронный адрес). Или даже брать кредиты наличными на покупку дорогого тура (который они потом, естественно, не собираются возвращать) и т.п. Часто прибегают и смене документов (меняют ФИО), имитации семейной поездки, из которой возвращаются все, кроме главы семейства (а остальных потом, через некоторое время вызывают по приглашениям).

Мексиканская погранслужба тоже не лыком шита: таких людей тоже могут депортировать, чего, собственно, и боится авиакомпания (ей придется везти депортируемых назад за свой счет, то есть бесплатно).

Однако, подчеркивают эксперты турбизнеса, это не дает ни Turkish Airlines, ни тем более ее частному аутсорсинговому партнеру, никакого права выступать «от имени» пограничников другой страны. Законным и логичным выходом для Turkish Airlines было бы просто заложить статистически исчисляемые расходы на депортацию нескольких туристов (они легко считаются) в цену билета, но не заниматься самоуправством с возложением на себя несвойственных авиакомпании функций, говорят эксперты.

«Проблема нелегальной миграции в США через страны Латинской Америки не нова. Но сейчас, в результате фактически самовольно присвоенных турецкой авиакомпанией полномочий пограничного контроля чужого государства и произвольного отказа в оплаченных услугах перевозки, страдают и самые настоящие туристы, которые по тем или иным причинам могут просто не понравиться сотруднику на стойке в Стамбуле. В том числе честные клиенты туроператоров со всеми необходимыми документами, с оплаченными дорогими отелями и билетами туда и обратно, даже в бизнес-классе. Сейчас лететь в Мексику или Южную Америку на Turkish Airlines и для них – большой, а, главное, никак не просчитываемый риск», – говорит Артур Мурадян.

СТРАХОВКА ОТ НЕВЫЕЗДА ПРИ ДЕЙСТВИЯХ TURKISH AIRLINES НЕ ПОМОЖЕТ

Риск финансовых потерь при перелете через Стамбул в случае дорогостоящего тура для настоящих отдыхающих действительно велик. Тем более, что действия Turkish Airlines, как нам пояснили в страховой компании ЕВРОИНС Туристическое Страхование, не оставляют шансов туристам вернуть деньги за тур по страховке от невыезда.

«Отказ во въезде в страну и отказ от посадки авиакомпанией на стыковочный рейс – это совершенно две разные ситуации. В данном случае решение об отказ авиаперевозчика в посадке на борт (из-за отсутствия необходимых документов или других причин) не признается страховым случаем. А вот отказ во въезде в иностранное государство, если туриста не пустили в страну по решению пограничной службы страны въезда, но при этом тот он ничего не нарушал, не имеет запрета на выезд и все документы в порядке – обстоятельство, при котором страховая компания возместит расходы в размере стоимости поездки, за минусом стоимости авиабилетов», – пояснила редакции директор филиала ЕВРОИНС Туристическое Страхование Юлия Алчеева.

МОЖНО ЛИ ВЕРНУТЬ ДЕНЬГИ ЗА ТУР, ЕСЛИ НЕ ПУСТИЛИ НА РЕЙС В СТАМБУЛЕ

Глава Правовой службы АТОР Надежда Ефремова советует туристам, которые столкнулись с отказами авиакомпаний в посадке на свой оплаченный сегмент полета в стыковочном пункте, сначала попробовать разрешить спор с перевозчиком, направив досудебную претензию о возмещении расходов, которые возникли ввиду отказа перевозчика в оплаченной услуге.

«Судебной практики по таким инцидентам мало. Но с точки зрения закона, теоретически можно оспорить даже отказ сотрудника пограничного контроля другой страны во въезде в нее. Это сложно: пограничная служба обладает законными полномочиями и может сослаться на сведения из множества доступных ей, в том числе непубличных баз данных. Но в случае, когда отказ в оплаченном перелете не аргументирован и не подкреплен документами, подписанными или заверенными уполномоченным органом, доказать свою правоту и возместить средства из-за немотивированного отказа в исполнении договора перевозки будет легче, хотя процесс будет длительным и непростым», – говорит глава Правовой службы АТОР.

ЧТО ДЕЛАТЬ НАСТОЯЩИМ ТУРИСТАМ, КОТОРЫЕ СОБРАЛИСЬ В МЕКСИКУ ИЛИ ЮЖНУЮ АМЕРИКУ НА ОТДЫХ

Прежде всего, советует Артур Мурадян, настоящим туристам, которые не хотят столкнуться с несправедливыми обвинениями в намерениях нелегальной иммиграции в США и потерей отдыха и денег, до разъяснения ситуации с Turkish Airlines рекомендуется рассмотреть вылет на рейсах других авиакомпаний.

Варианты другой перевозки в Мексику и страны Южной Америки есть, мы описывали их вот в этой статье. Туроператорам не известно о случаях, аналогичных происходящим на рейсах Turkish Airlines, на рейсах арабских, российских или эфиопских перевозчиков.

Перелеты арабскими перевозчиками будут дольше, но во многих случаях не дороже, чем Turkish Airlines. Есть минус: увы, на них нужна будет либо шенгенская, либо американская виза. Более доступен по цене стыковочный перелет в Мексику через Кубу, к тому же он безвизовый. А в Бразилию можно попасть и через Китай, но этот путь будет долгим и дорогим.

Еще одна рекомендация настоящим туристам, которые едут в Мексику ради отдыха, особенно с дорогими турами, билетами или отелями: не получать электронное разрешение на въезд, а сходить в посольство этой страны и запастись для всех участников тура настоящей бумажной визой Мексики.

Эта виза платная (около 5 тыс. руб.), потребует сбора документов (справки с работы, из банков , фотографии) и ее придется ждать, но она все же дает больше гарантий въезда, чем электронное разрешение. Да, жителям регионов это неудобно, но при общей (весьма высокой) стоимости тура такие поездки все равно планируют заранее, а получение бумажной визы, даже с учетом поездок в Москву, сделает тур лишь ненамного дороже.

Наибольшую гарантию от недопуска в Мексику на границе, впрочем, сейчас дают ВНЖ или второе гражданство в одной из стран Европы или действующая виза США.

Все остальные категории туристов должны быть готовы к максимально подробным проверкам на границе. Могут спросить: обратные билеты, бронь отеля на все время поездки (желательно недешевого и полным питанием), медстраховку, справки о движении средств по картам из банков на испанском или английском, достаточная сумма наличных при себе, кредитные карты и подтвержденные справкой из банков лимиты по ним. Были случаи, когда пограничники проверяли забронированные отели (звонили в них и узнавали, действительна ли бронь).

Из всего этого следует, что поездка на отдых в Мексику из России сейчас должна быть тщательно и заранее спланирована, путешественник должен знать критерии, которыми руководствует мексиканская погранслужба при принятии решения о недопуске.

Обязательно: запастись максимумом справок и документов, быть готовым к длительным пересадкам и иметь при себе солидную сумму денег на случай, если на каком-то этапе что-то пойдет не так. Небесполезно будет также следовать советам туроператора и нашим рекомендациям.

Редакция «Вестника АТОР»

Фото: АТОР

Все новости